Значительный прирост — 12% год к году, $247,2 млн! Это показывает, что рынок мобильных игр в России по-прежнему очень активен, несмотря на все сложности. Запомните: IAP (внутриигровые покупки) – это король дохода в этой индустрии. Не стоит недооценивать их потенциал. Подумайте о стратегии монетизации вашей игры: насколько грамотно вы используете IAP? Умное внедрение систем покупки — залог успеха. $247,2 млн – это не просто цифры, это результат работы многих команд. Анализируйте успешные кейсы, изучайте, какие модели монетизации используются в топ-играх. Важно помнить, что не только количество покупок, но и их размер имеет значение. Продумайте разные ценовые предложения, чтобы охватить широкий круг игроков. Не забывайте о бесплатных игровых механиках – они должны удерживать внимание, заставляя пользователей возвращаться в игру и, в конечном итоге, совершать покупки.
Насыщен ли рынок мобильных игр?
Рынок мобильной шняги сейчас переполнен до отказа. Заливаешь в него тонны бабла, а конкуренция – лютая. Тысячи клонов, все до одной – однотипные фарм-симуляторы или бесконечные раннеры. Раньше хоть что-то оригинальное пробивалось, а теперь – только проплаченные топы и рекламная вакханалия. За каждого игрока идет жесточайшая драка. Даже если ты сделал что-то действительно крутое, его задавят уже сто тысяч похожих проектов, заваленных донатами.
В чем проблема? Пользовательская база – это пирог, а разрезают его на все большее количество кусков. Раньше ты с хорошей игрой получал приличную долю этого пирога. Сейчас этот кусок так маленький, что на него нужно потратить горы рекламы, чтобы хоть что-то заработать. Гринда становится бесконечной, а планка качества – запредельно высокой. Нужно создать нечто по-настоящему уникальное, иначе тебя просто забудут.
Старые школьные игры? Забудь. Сейчас у всех только одна цель – выжать максимум денег. Геймплей упростили до невозможности, весь упор на микротранзакции. Про глубину и реиграбельность можно только помечтать. А если и есть какая-то глубина, то она зарыта под тоннами донатов и рекламы.
Вывод? Рынок перенасыщен. Нужно быть действительно талантливым и с огромным бюджетом, чтобы пробиться. За место под солнцем идет убийственная конкуренция. Время пиратов и инди-сенсаций ушло.
Какая игра самая доходная в мире?
Вопрос о самой доходной игре в мире — сложный, ведь прибыль зависит от множества факторов, включая микротранзакции, подписки и долгосрочность проекта. Цифры продаж копий — лишь часть картины. Тем не менее, список игр с наибольшим количеством проданных экземпляров дает представление о масштабе их успеха. Minecraft, с его 300 миллионами проданных копий, остаётся феноменом, постоянно обновляемым и привлекающим игроков всех возрастов своим sandbox-геймплеем и практически безграничными возможностями. Grand Theft Auto V, с 195 миллионами копий, демонстрирует силу мощного брендинга и продолжительную жизнеспособность благодаря онлайн-режиму GTA Online. Классический Tetris, даже в версии EA, продал 100 миллионов копий, подтверждая свою вневременную привлекательность. Wii Sports (83 миллиона) показал, как грамотно использовать возможности новой консоли для привлечения широкой аудитории, включая тех, кто ранее не играл в видеоигры. PUBG (75 миллионов) иллюстрирует взрывной рост популярности жанра battle royale, хотя его финансовые показатели могут быть ниже, чем у игр с развитой системой микротранзакций. Наконец, Mario Kart 8/Deluxe (69 миллионов) доказывает вечную популярность гоночных игр Nintendo, успешно адаптирующихся к новым платформам. Важно помнить, что эти данные — приблизительные и могут варьироваться в зависимости от источника. Тем не менее, они дают понимание, какие игры завоевали сердца и кошельки миллионов игроков по всему миру.
Какие мобильные игры сейчас актуальны?
Сейчас на вершине популярности находятся несколько жанров. В королевской битве – это, конечно, PUBG Mobile и Call of Duty: Mobile. PUBG – ветеран жанра, предлагает глубокую механику и продуманный геймплей, CoD Mobile – более аркадный вариант, но с обширным контентом и частыми обновлениями. Важно отметить, что в обоих играх мета постоянно меняется, требуя постоянного обучения и адаптации.
Fortnite: Battle Royale – это отдельная история. Непредсказуемый геймплей, постоянно обновляющийся контент и яркая стилистика привлекают огромную аудиторию. Здесь важна не только стрельба, но и строительные навыки. Это требует отличной реакции и пространственного мышления.
Если вы любите социальную дедукцию, Among Us – ваш выбор. Игра проста в освоении, но требует внимательности к деталям и умения манипулировать оппонентами. Ключ к победе – наблюдательность и умение анализировать поведение других игроков.
Для любителей roguelike есть Slay the Spire и Vampire Survivors. Slay the Spire – сложная карточная игра с элементами roguelike, требующая стратегического планирования и глубокого понимания механики. Vampire Survivors – более казуальный вариант, но не менее затягивающий, позволяющий прогрессировать и экспериментировать с различными билдами.
Bad North: Jotunn Edition – отличная стратегия в реальном времени, где нужно эффективно управлять своими войсками и защищать острова от нашествия викингов. Требует быстрой реакции и умения приспосабливаться к меняющимся ситуациям на поле боя.
Наконец, Monument Valley – это иное, завораживающее приключение, ориентированное на решение головоломок и эстетическое наслаждение. Она демонстрирует, что актуальность игры не всегда определяется PvP-элементами.
Какая самая прибыльная мобильная игра?
Нубы спрашивают, какая мобилка больше всего бабла рубит. Ответ прост, но не для всех очевиден. В 2024-м Honor of Kings — это король горы, срубил почти два миллиарда баксов. За ним Monopoly GO! и Royal Match, тоже неплохо поживились. PUBG Mobile, ветеран жанра, все еще в топе, но уже не так доминирует, как раньше. Roblox — монстр, и Last War: Survival — неожиданный гость, который мощно вклинился в топ. Candy Crush Saga, классика жанра, продолжает стабильно приносить профит. И Whiteout Survival замыкает топ, но фигура внушительная.
Важно понимать, что эти цифры — лишь верхушка айсберга. Успех этих игр обусловлен не только увлекательным геймплеем, но и аггрессивной монетизацией, целевым маркетингом и постоянной поддержкой. Honor of Kings, например, успешен благодаря активной китайской аудитории и системе in-app покупок, а Monopoly GO! использует сильный бренд и элементы augmented reality. Некоторые из этих игр живут за счёт микротранзакций, другие — на более крупных покупках. Выбрать «лучшую» игру можно только исходя из ваших личных предпочтений, но финансовый успех этих игр говорят сам за себя.
Короче, хочешь заработать на мобилках — учись у лучших. Анализируй их стратегии монетизации, геймдизайн, маркетинг. Не просто копируй, а ищи свои фишки.
Во что стоит поиграть в 2025?
2025 год обещает быть невероятно насыщенным для геймеров! Уже сейчас анонсированы несколько потенциальных хитов для PS5, которые заставят вас забыть о времени.
Призрак Ётэй – загадочная игра, подробности о которой пока скудны. Ждём новых трейлеров и надеемся на уникальный игровой опыт.
Death Stranding 2: On The Beach – долгожданное продолжение культовой игры Хидео Кодзимы. Ожидаем ещё более глубокую историю, улучшенную механику и, конечно же, неповторимую атмосферу.
Monster Hunter Wilds – новая часть знаменитой франшизы, судя по названию, обещает расширенный открытый мир и ещё больше монстров для охоты. Готовьтесь к эпическим сражениям!
Elden Ring Nightreign – вероятно, это дополнение (DLC) к Elden Ring, которое, если верить слухам, добавит новые локации, боссов и сюжетные линии. Фанаты FromSoftware ликуют!
Sid Meier’s Civilization VII – новая часть легендарной стратегии. Поклонники пошаговых стратегий уже затаили дыхание в ожидании новых цивилизаций, технологий и способов завоевать мир.
Сколько зарабатывают мобильные игры?
Слушайте, пацаны и девчонки! В мобильной игре бабки реально крутятся. Statista кидают цифры – 139,7 миллиардов долларов в 2025-м, а в 2025-м прогноз еще жирнее – 152 миллиарда! Это не шутки, это космос!
Но как отхватить свой кусок этого пирога? Все просто – нужно монетизировать свою игру. А вот тут уже начинаются тонкости. Забудьте про «попрошайничество» – бесплатно никто ничего не даст.
Основные способы монетизации:
- Встроенные покупки (IAP): Это король мобильной монетизации. Тут важно правильно подобрать ассортимент – косметика, ускорения, премиум-валюта. Не переборщите с ценами и агрессивностью, иначе пользователи сбегут.
- Реклама: Не самая прибыльная модель, но может хорошо дополнить IAP. Важно грамотно интегрировать рекламу, чтобы она не мешала игровому процессу. Ревард-видео – классика жанра.
- Подписка (Subscription): Предоставляет игрокам доступ к эксклюзивному контенту или преимуществам. Работает лучше всего в играх с длительным циклом жизни.
Ключевые моменты:
- Целевая аудитория: Поймите, кто ваша аудитория, и как она будет реагировать на разные методы монетизации.
- Баланс: Найдите баланс между монетизацией и игровым процессом. Не превращайте игру в «донат-симулятор».
- Аналитика: Постоянно анализируйте данные, чтобы оптимизировать ваши методы монетизации и улучшать игру.
Короче, мобильные игры – это золотая жила. Но для того, чтобы оттуда золото доставать, нужно потрудиться. Учитесь, анализируйте, тестируйте – и тогда у вас все получится!
На чем зарабатывают мобильные игры?
Монетизация мобильных игр – сложный многогранный процесс, и утверждение, что микротранзакции – единственный или даже доминирующий метод, является упрощением. Хотя действительно до 79% мобильных игр используют микротранзакции, важно различать модели монетизации. «Фримиум» (free-to-play с покупками) – это лишь одна из них, и внутри неё существуют разнообразные подходы: от косметических предметов до влияющих на геймплей бустеров и «pay-to-win» механик, вызывающих неоднозначную реакцию игроков и влияющих на удержание аудитории. Эффективность микротранзакций напрямую зависит от дизайна игровой экономики, баланса и качества реализации. Неправильно спроектированная система может привести к оттоку игроков, несмотря на её распространённость.
Внутриигровая реклама, занимающая второе место по популярности, также представляет собой спектр возможностей. Это могут быть неинтрузивные баннеры, вознаграждаемые видеоролики, или же навязчивая реклама, негативно влияющая на пользовательский опыт. Успех рекламы зависит от её интеграции в игровой процесс, частоты показа и формата. Важно отметить, что комбинированные модели, где используются как микротранзакции, так и реклама, часто демонстрируют более высокую прибыльность, чем использование только одного метода. Особенно эффективны модели, которые предлагают игрокам выбор – посмотреть рекламу за бонус или приобрести его за реальные деньги.
Наконец, стоит упомянуть менее распространённые, но всё же значимые методы монетизации: одноразовые покупки (premium-модель), подписки (subscription), спонсорство и кросс-промоушен. Выбор модели зависит от жанра игры, целевой аудитории и общей стратегии разработчика. Анализ данных, постоянный A/B тестинг и глубокое понимание психологии игроков являются ключом к успешной монетизации мобильной игры.
Какая игра самая доходная?
Вопрос о самой доходной игре – это вопрос с подвохом. Просто количество проданных копий не всегда отражает реальную прибыль. Например, Minecraft, хоть и продался в невероятных 300 миллионов копий с 2011 года, имел относительно невысокую цену на старте. Его успех больше связан с длительным жизненным циклом и постоянными продажами. Grand Theft Auto V, с 195 миллионами проданных копий, зарабатывает огромные деньги за счёт микротранзакций в онлайн-режиме GTA Online – это ключевой фактор его долговременной доходности, значительно превосходящий прибыль от начальных продаж.
Tetris, Wii Sports, и другие старые тайтлы демонстрируют силу классики и платформы – Wii Sports, например, шла в комплекте с консолью, поэтому цифры продаж здесь не отображают полную картину доходности. В случае с PUBG, Mario Kart 8/Deluxe, и Red Dead Redemption 2, мы снова наблюдаем влияние онлайн-компонентов и микротранзакций, которые могут значительно превышать доход от первоначальных продаж. По-настоящему определить самую доходную игру сложно без доступа к закрытой финансовой информации разработчиков. Зачастую, показатель “продажи” — это лишь верхушка айсберга, и влияние DLC, микротранзакций, а также долгосрочной поддержки игры, играет гораздо более существенную роль.
Super Mario Bros., будучи легендарной игрой, с учетом инфляции и повторных релизов на разных платформах, также претендует на высокие позиции в списке самых доходных игр, хотя точная цифра продаж очень сложно поддается оценке.
Какая самая требовательная игра в 2025 году?
Вопрос о самой требовательной игре в 2025 году – ловушка. Производительность зависит не только от самой игры, но и от конкретной конфигурации железа. Тем не менее, из перечисленных кандидатов, способных серьёзно нагрузить даже топовые системы, можно выделить несколько.
Microsoft Flight Simulator — бесподобен в плане графики, но требователен к объёму оперативной памяти и видеокарте. Для комфортного полёта на максималках потребуется действительно мощная система. Обращайте внимание на объём VRAM — не меньше 12 Гб, а лучше и больше. Разрешение текстур и уровень детализации ландшафта съедают ресурсы очень быстро.
Cyberpunk 2077 — несмотря на оптимизационные патчи, по-прежнему нагружает систему, особенно в плотно застроенных районах Найт-Сити. Высокое разрешение, высокие настройки теней и трассировки лучей — гарантированные пожиратели FPS. Оптимизация под конкретное железо — это ключевой момент.
Escape from Tarkov — это не просто требовательная игра, это настоящий тест на прочность для вашего ПК. Чрезвычайно детализированные модели оружия, огромное количество объектов на карте, а также постоянные перестрелки – все это потребует от вашего компьютера максимальной отдачи. Забудьте о высоких настройках графики, если вы хотите стабильный FPS. Здесь важна стабильность работы системы, а не красота картинки.
Остальные игры из списка (Red Dead Redemption 2, Control, Metro Exodus, Project CARS 3, Crysis Remastered) – тоже достаточно требовательные, но в меньшей степени, чем вышеперечисленные. Они позволят вам оценить мощность вашего ПК, но вряд ли доведут его до предела, если вы не играете на максимальных настройках в высоком разрешении с включёнными всеми возможными улучшениями.
Важно: Перед покупкой и установкой любой из этих игр, проверьте системные требования и убедитесь, что ваш компьютер им соответствует. И помните, оптимизация внутриигровых настроек может существенно повлиять на производительность. Экспериментируйте!
- Проверьте температуру компонентов во время игры.
- Обновите драйвера видеокарты.
- Используйте программы мониторинга производительности.
- Не забывайте про обновление операционной системы.
- Загрузка системы должна быть минимальной во время игры.
Какая самая популярная игра в мире за все время?
Самые продаваемые игры за всю историю: рейтинг и анализ
Определение самой популярной игры — задача непростая, так как популярность может измеряться по разным метрикам (продажи, активные игроки, влияние на культуру и т.д.). Однако, если рассматривать продажи как основной показатель, то картина выглядит следующим образом:
- Minecraft (2011) – более 300 000 000 копий. Фантастический успех Minecraft обусловлен его уникальным геймплеем, позволяющим игрокам создавать практически все, что угодно. Его простая, но захватывающая механика сделала его популярным среди игроков всех возрастов и платформ. Обратите внимание на долгосрочный успех игры — её популярность не угасла с годами.
- Grand Theft Auto V (2013) – более 195 000 000 копий. Эта игра задала новый стандарт в жанре action-adventure, благодаря детальному открытому миру, захватывающему сюжету и многопользовательскому режиму GTA Online, который постоянно обновляется и поддерживает активность игроков.
- Tetris (версия EA, 2006) – более 100 000 000 копий. Классика жанра, которая доказывает, что гениальная простота вечна. Tetris — это пример игры, которая превзошла платформы и поколений, сохраняя свою популярность на протяжении десятилетий.
- Wii Sports (2006) – более 83 000 000 копий. Успех Wii Sports во многом связан с инновационным контроллером Wii Remote, который сделал игру доступной широкому кругу игроков, включая тех, кто ранее не интересовался видеоиграми.
- PUBG (2017) – более 75 000 000 копий. Эта игра популяризировала жанр battle royale, привлекая миллионы игроков своим напряженным и динамичным геймплеем.
- Mario Kart 8 / Deluxe (2014) – более 69 000 000 копий. Ещё одна долгоживущая франшиза, Mario Kart 8 продолжает привлекать игроков благодаря своему веселому и соревновательному геймплею.
- Red Dead Redemption 2 (2018) – более 61 000 000 копий. Игра с невероятной графикой и детализированным открытым миром, Red Dead Redemption 2 поражает своей масштабностью и глубиной повествования.
- Super Mario Bros. Хотя точные цифры продаж неизвестны, Super Mario Bros. бесспорно оказал огромное влияние на игровую индустрию и является одним из самых продаваемых тайтлов всех времен.
Важно отметить: цифры продаж могут варьироваться в зависимости от источника и метода подсчета. Этот список отражает приблизительные данные на основе доступной информации.
Факторы успеха: Анализ списка показывает, что успех игры зависит от различных факторов, включая инновационный геймплей, качество графики, сильный сюжет, доступность на разных платформах и долгосрочная поддержка.
Какая игра в топ 1 мира?
Вопрос о лидере мирового игрового рынка сложен, так как «топ-1» зависит от используемых метрик – количество активных игроков, выручка или другие показатели. Представленный список демонстрирует разнообразие жанров и моделей монетизации, что характерно для современного рынка.
Fortnite и Genshin Impact – безусловные лидеры по количеству игроков, благодаря бесплатной модели распространения (F2P) и привлекательному геймплею. Их успех основан на постоянных обновлениях контента и сильной социальной составляющей.
Rocket League® и VALORANT, также бесплатные, заняли свои ниши благодаря уникальному и соревновательному геймплею. VALORANT, как тактический шутер, привлекает аудиторию, предпочитающую стрельбу с тактическими элементами, а Rocket League® — сочетание футбола и гонок на машинах.
Grand Theft Auto V Enhanced, несмотря на платную модель, продолжает демонстрировать высокую популярность благодаря постоянному притоку новых игроков и обширному онлайн-режиму. Его успех – яркий пример долгосрочной живучести хорошо разработанной игры.
Football Manager 2024, сфокусированный на симуляции футбольного менеджмента, привлекает целевую аудиторию, готовою платить за глубокий и реалистичный игровой опыт. Его сниженная цена лишь подтверждает стабильную популярность серии.
Crosshair X и Marvel Rivals – примеры нишевых игр, использующих различные подходы к монетизации и аудитории.
В целом, представленный список отражает фрагментацию мирового игрового рынка с разными жанрами, моделями монетизации и аудиториями, что делает определение абсолютного лидера нетривиальной задачей.
Сколько нужно денег для создания мобильной игры?
Чё там по бабкам на мобилку? Зависит от того, чего хочешь. Простая казуалка? Накинь 400к рублей – и вперёд, но это минималка, на рекламу ещё придётся отстегнуть. Хочешь конкурентный тайтл, типа мобайл-батлера с крутой графикой и многопользовательским онлайном? Забудь про меньше чем миллион. А если мечтаешь о настоящем хите, с крутой механиками, захватывающим геймплеем и профессиональной командой разработчиков – готовь десятку лимонов, а то и больше. Не забудь про маркетинг и поддержку игры после релиза, это ещё значительные расходы. Короче, бюджет зависит от масштаба и амбиций. Чем круче игра, тем больше нужно капитализировать.
Какая самая популярная донатная игра в мире?
Вопрос о самой популярной донатной игре в мире – сложный, поскольку метрики популярности варьируются. Простой подсчёт доходов не отражает полной картины, так как на популярность влияют и другие факторы: количество активных игроков, возрастная аудитория и географическое распространение.
Приведённый список – лишь фрагмент общей картины, отображающий долю донатов от детской аудитории в нескольких популярных играх. Roblox, с 15% долей от детских донатов, занимает лидирующую позицию, благодаря своей открытой платформе и широкому выбору игр, многие из которых активно монетизируются. Genshin Impact (10%) и Fortnite (3%) представляют собой примеры успешной монетизации «free-to-play» моделей, основанных на косметических предметах и battle pass-системах.
Важно отметить, что World of Tanks (5%), Brawl Stars (5%), Sims (3%), Standoff (3%) и Mario (3%) представляют разные жанры и целевые аудитории, что затрудняет прямое сравнение. Цифры могут меняться со временем, и данные требуют более глубокого анализа с учётом разницы в ценовой политике и региональных особенностях рынка. Для объективной оценки необходимо изучить дополнительные данные о количестве игроков, среднем чеке и общем доходе каждой игры.
Таким образом, однозначного ответа нет. Лидирующие позиции занимают игры с широкой аудиторией и успешными моделями монетизации, адаптированными под разные платформы и возрастные группы. Понимание механик монетизации в каждой игре — ключ к анализу их популярности и успеха.
Как заработать в мобильных играх?
Заработать на мобилках? Пфф, новички… Турниры? Да, бабки там есть, но конкуренция зверская. Нужны навыки, реакция как у кобры и железные нервы. Не думайте, что казуальные игры принесут много денег, нужны хардкорные тайтлы, где вы — профи. Стримы? Тут без харизмы и умения раскачать чат никуда. Понадобится хороший микрофон и монтаж роликов, чтобы выделиться среди миллионов стримеров. Тестирование игр? Оплата копеечная, и занимает кучу времени, лучше уже на фарме пахать. Продажа внутриигровых предметов? Забудьте, если не играете в крутые ММО с живым аукционом. Иначе – это будет пытка. Партнерки? Мизерные доходы, только если имеешь тысячи подписчиков. Swagbucks и Mistplay? Детский сад. Lucktastic? Лотерея, шансы выиграть меньше, чем найти легендарную шмотку в обычной корзинке.
Настоящие деньги в мобильных играх — это или профессиональный киберспорт (требует огромных вложений времени и усилий), или разработка и продажа собственных игр. А все остальное – это попытки поднять мелочь. Фокус на навыках, специализации и масштабировании. Не рассчитывайте на легкие деньги.
Какая игра занимает топ 1 мира?
Call of Duty: Black Ops — Cold War, конечно же. Вышла в 2025, но до сих пор держит позиции, хотя уже и не так сильно, как раньше. Activision Blizzard, как всегда, умеют делать шутеры, которые цепляют надолго. Графон, конечно, не шедевр по нынешним меркам, но оптимизация на уровне, что важно. Геймплей — классический CoD, кто играл, тот поймет. Затягивает на сотни часов, если врываешься в мультиплеер.
Что касается того, почему она «топ 1» — это спорный момент. Зависит от того, какие метрики брать. Если речь о продажах — то да, цифры огромные. Если о количестве игроков онлайн — тут уже сложнее, конкуренция бешеная. В любом случае, влияние на индустрию неоспоримо. Многое позаимствовали другие проекты.
Интересные моменты:
- Зомби-режим: Классика жанра, довольно сложный, много разных тактик и билдов. Задроты до сих пор копаются в нем.
- Карты: Многие карты стали культовыми, постоянно обсуждаются на форумах. Баланс, конечно, подшаманили уже не раз, но основные проблемы остались.
- ИИ: В кампании ИИ не блещет, но это типично для CoD. Зато в мультиплеере люди — вот где настоящий челлендж.
В общем, да, можно сказать, что на момент выхода это была игра номер один, но сейчас ситуация неоднозначная. Много достойных конкурентов. Однако влияние на жанр огромное и отрицать это глупо.
Какая самая популярная мобильная игра в мире?
Вопрос о самой популярной мобильной игре — сложный, так как метрики различаются. Однако, PUBG Mobile (ныне PUBG: Battlegrounds Mobile) действительно занимает лидирующие позиции и заслуживает особого внимания. Заявленные 1,3 миллиарда скачиваний – впечатляющий показатель, подтверждающий её доминирование в жанре battle royale на Android в 2025 году. Важно отметить, что этот успех обусловлен не только высоким качеством самой игры, но и грамотной маркетинговой стратегией, включающей регулярные обновления контента, коллаборации с другими брендами и активную работу с сообществом. Стоит также учесть, что популярность PUBG Mobile значительно варьируется в зависимости от региона, и в некоторых странах другие игры battle royale или вообще другие жанры могут занимать более высокие позиции в чартах.
Несмотря на рекордные скачивания, следует помнить, что количество скачиваний не всегда прямо пропорционально активной аудитории и доходу. Для более полной картины нужно анализировать ежедневную/ежемесячную активность игроков, микротранзакции и другие ключевые показатели. Тем не менее, успех PUBG Mobile в 2025 году остается бесспорным достижением в индустрии мобильных игр.